....................................................
Статья №1: 10.12.2004 10:26 Настоящую археологическую находку сделали жители деревни Вистычи Брестского района. Копая траншею для прокладки газа вблизи местной церкви, на глубине двух метров сельчане обнаружили потайной ход. Рассказывает Виталий Краснобаев: То, что земли вблизи небольшой деревни Вистычи богаты на исторические сюрпризы, здесь знали давно. Каждый год, перепахивая свои огороды, местные жители находят то старинные монеты, то древнюю утварь. И о существовании целой сети потайных ходов здесь догадывались. Однако подтверждения деревенским легендам до сих пор не было. (Валерий Вабищевич, местный житель) Краснобаев: Фундамент хода и его своды добротно выложены кирпичом. Делали лаз на совесть, и местным мужикам пришлось изрядно повозиться, чтобы добраться до дна. Под основанием обнаружили прослойку песка. Правда, местные старожилы не припомнят, чтобы такой был у них в окрестностях. Историки из Бреста определили, что найденный лаз - фрагмент целой системы потайных ходов. И ему лет триста, не меньше. (Леонид Нестерчук, историк) Краснобаев: Не исключено, что к появлению потайного хода приложили руку монахи Ордена Цистерцианцев. Их бывший костел расположен в двух десятках шагов от хода. Но что-то определенное можно будет говорить, когда здесь проведут археологическую разведку. Пока же местные жители простейшими способами пытаются определить протяженность хода. Статья №2: Донесение П.В. Чичагова от 3 (15) октября 1812.
Адмирал Чичагов, от 3 Октября, из Бреста-Литовского доносит Генерал-Фельдмаршалу Князю [Голенищеву-]Кутузову следующее: В сей день утро было пасмурное, положения неприятеля видеть было не можно; но по приближении узнали, что он, убегая сражения, в ту же самую ночь с большою поспешностью ретировался за реку Лесну по дороге к Высоко-Литовску. Мы, не останавливаясь скорым его следованием, преследовали оного тремя дорогами на Волчин, Высоко-Литовск и Вистичи; арьергарды его настигнуты были при самых переправах через реку Лесну, но и тут нашли мы, что при селениях Клейники, Торабунь и Броды, по сим дорогам лежащие мосты истреблены и во всех местах, где перейти бы можно было, поставлены батареи и егеря между деревьями и домами. Артиллерия их была сильна, позиция крепкая и окружена болотистою рекою. Не желая иметь упорным форсированием сих мест значительную потерю в людях, я приказал Генерал-лейтенанту Эссену и другим колоннам остаться при реке Лесне. В ночи же на 30 число [сентября] по обыкновению своему все неприятельские арьергарды от занимаемых ими мест отступили. Мосты с поспешностью опять нами устроены, и неприятель преследуется уже за Высоко-Литовск. На пути сем захвачено 140 человек пленных. Статья №3: БУРГУНДСКИЙ СЛЕД НА БРЕСТЧИНЕ
Самый значимый след в истории Вистычей оставил Евстафий Тышкевич, представитель известного белорусского рода. Он в 1678 году основал здесь мужской монастырь, в который перешли из Бучемли, что под Каменцем, монахи ордена цистерцианцев. Этот католический орден возник в 1098 году в Бургундии. В Беларуси он начал действовать в XVII веке. Монахи-цистерцианцы были хорошими хозяйственниками.Бучемлянская вишня, например, которая попала с ними в Беларусь, радует своих хозяев в этой деревне и сегодня. Монахи создали в Вистычах уникальную мелиоративную систему. По данным нашего современника, профессора Анатолия Федорука, ее отдельные элементы можно и сегодня «прочитать» на местности. В своих воспоминаниях наш знаменитый земляк Юлиан Немцевич (чья усадьба сохранилась неподалеку в Скоках) писал: «На все праздники мы ездили в Вистычи и оставались не только на обед, но часто и на ночь. Аббатство было обширным и удобным. Аббат жил достойно, монахи так же: у них ежедневно был стакан меда на обед, в воскресенье и праздники стаканчик вина, как это говорилось, в утешенье». Эта фраза Юлиана Немцевича проливает некоторый свет еще на один род занятий цистерцианцев в Вистычах - виноградарство (и это на наших землях в XVIII веке!) и виноделие. До сегодняшнего дня от того монастыря осталось лишь здание бывшего костела св. Софьи, в котором хранилась икона чудотворной Божьей Матери Вистычской. С 1866 года, после капитального ремонта, костел передан православным, сейчас действует как Крестовоздвиженская церковь. С древней иконой связано выздоровление упомянутого уже Юлиана Немцевича, который в детстве заболел оспой. Вот что он написал по этому поводу: «Со всеми печалями и огорчениями этой жизни отправлялись мы с искренней верой к Матери Божьей Вистычской. Раз я, малый, довольно опасно заболел, пожертвовали меня чудотворному образу, а когда я выздоровел, велел мой отец сделать вотум (дар на алтарь в костеле за исцеление. - А.Г.), то есть литое изображение из чистого серебра меня маленького. Пошли мы все и я пешком в Вистычи на ночь, чтобы наутро во время благодарственного молебна повесить серебряное изображение у золоченого рукава Божьей Матери...» Предположу, что сохранившаяся каменная колонна в честь Божьей Матери, как и колонна архангелу Рафаилу возле Скоков, - это все дело рук отца Юлиана Немцевича, очень набожного Марцелия. В стиле обоих кирпичных памятников много общего. В 1832 году, после подавления восстания в Беларуси и Польше, монастырь был ликвидирован. Совсем недавно при рытье траншеи открылась еще одна тайна - прекрасно сохранившийся подземный ход, который вел от уничтоженной обители к реке Лесной. Чем не прекрасный экскурсионный объект после соответствующих археологических исследований и реставрации? Долгое время деревней владел род Ягминов, представители которого со второй половины XVIII века и до Первой мировой войны занимали ряд видных должностей в Бресте. Ягминами был возведен усадебный дом с многочисленными вспомогательными зданиями. О многом говорит и тот факт, что однажды в Вистычах гостил российский император Александр II. К сожалению, от той усадьбы сохранилась лишь часть запущенного парка. Есть надежда, что, отмечая юбилейную дату, сельчане вспомнят прошлое родной деревни, обратят внимание, в каком красивом месте живут и задумают его облагородить. Для этого не требуется больших капиталовложений, куда важнее желание познать и сохранить для потомков историю края. Анатолий ГЛАДЫЩУК Статья №4: С 19 по 21 сентября в г. Познани (Польша) прошли заседания международной научной конференции «Жизнь монастырей на восточных землях давней Речи Посполитой». На этой конференции были представлены новые материалы по истории православных и униатских монастырских библиотек, а также о книжных собраниях монастырей различных католических орденов. Для истории книжной культур Белоруссии и Литвы важное значение имеют введённые в научных оборот каталоги библиотек картузианского монастыря из Берёзы Картузкой (Кшиштоф Нежвицкий, Торунь), бенедиктинцев из Городища (Арвидас Пацявичус, Вильнюс), цистерианцев в Вистичах (Герард Кухарский, Познань) и бенедиктинцев в Старых Троках (Ивона Петшкевич, Краков). В работе конференции приняли участие учёные из России, Украины, Франции, Литвы и различных университетов и монастырей Польши. Заведующий Отделом редких книг РНБ Н.В.Николаев выступил с докладом «Книжная культура православных монастырей Новогрудчины». |
|